Дорогие друзья!
Мы продолжаем нашу серию экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Сегодня тайнами первых месяцев жизни малыша с нами делится педагог-психолог Анастасия Лаптева
Немного о нашем эксперте:
- практикующий педагог-психолог с квалификацией магистра психологии
- опыт работы с детьми и родителями более 10 лет
- мама, в своем родительстве уделяет внимание подходу Монтессори
От рождения и до 2-х месяцев: о самых важных этапах развития и самых интересных открытиях младенца
Первые месяцы жизни – это как полет на ракете, скорость невероятная, а открытий великое множество, как для малыша, так и для мамы. Ведь далеко не все открытия ребёнок может постичь, если рядом не будет проводника - значимого взрослого, который обеспечит безопасность, заботу и помощь в процессе развития.
Во время рождения и в течение первого месяца жизни малыша закладывается фундамент для его дальнейшего развития.
Как малыш воспринимает мир сразу после рождения
Во время внутриутробного развития малыш использует организм матери для питания, дыхания и других необходимых функций. После рождения связь с мамой или заменяющим её взрослым становится психологической, но при этом ребёнок продолжает воспринимать себя и взрослого как единое целое.
Во время родов малыш начинает получать информацию из окружающего мира. Он ощущает физический дискомфорт, чувствует голод, видит, слышит и ощущает прикосновения. Психологически младенец ещё является «слепым и глухим» и живёт только в мире своих собственных ощущений.
Зрение. Ребёнок видит теперь не просто темноту, он видит освещение различной яркости, сменяющие друг друга картинки и цвета, но пока ещё не четко.
Слух. Ребёнок не просто слышит, он старается запомнить голос взрослого, с которым постоянно контактирует. Именно поэтому младенцы успокаиваются, когда слышат голос мамы, это дает им ощущение безопасности.
Осязание. Даёт ребёнку ощущение комфорта или дискомфорта. Поэтому рекомендуется метод «кенгуру», когда большую часть времени в течение дня ребёнок находится на руках у взрослого - тело к телу.
Проживая кризис рождения, ребёнок перестраивается и готовится к адаптации в окружающем его мире.
Что происходит в первые два месяца жизни ребёнка
После рождения у малыша начинается период адаптации к внешней среде. Он может длиться от 1 до 2 месяцев. Итак, что же происходит в это время:
1. Такие изменения в окружающей среде, как смена температуры во время прогулок или купания, изменение положения в пространстве, например, когда малыша кладут на живот, а также разница в давлении на тело, в зависимости от того, лежит ли младенец на мягкой поверхности, такой как кровать, на полу или на ковре, влияют на адаптацию младенца. Для нас все это привычные ощущения, а для ребенка – совершенно новые. Когда младенец чувствует холод, боль или голод, он сообщает об этом плача и активно двигаясь. Движением он отвечает и на прикосновения. Движения, вызванные безусловными врожденными рефлексами, проявляются симметрично. Например, хватательный рефлекс – ребенок будет рефлекторно одинаково хватать и левой и правой ручкой.
2. В физическом развитии можно заметить такие важные навыки как: попытки малыша удерживать голову и способность повернуть ее вбок, хаотичное движение рук, попытки приподнимать голову, лежа на животе (ближе к концу первого месяца).
3. Появляются первые навыки мелкой моторики:
- редкое хаотичное движение пальчиками;
- ребенок рефлекторно хватает палец или небольшую игрушку;
- подносит кулачки ко рту (ближе к концу первого месяца).
4. Зрительное восприятие
- на 1 неделе – если ребёнку в глаза попадает яркий свет, он зажмуривается.
- на 4-5 неделе – ребёнок умеет следить за предметом или лицом взрослого в течение некоторого времени, при этом взгляд направлен не только прямо, но и двигается на 20-30 см вправо и влево.
5 Слуховое восприятие
- на 1 неделе – реагирует на громкие звуки (вздрагивает).
- на 2 неделе – во время плача прислушивается к посторонним громким звукам.
- на 4-5 неделе – сосредотачивается в ответ на голос мамы.
6. Примерно на 4-5 неделе происходит координация слуха, зрения и моторики – ребёнок поворачивает голову и глаза на звук.
7. В этот период малышу уже способен отличать запах мамы от других запахов. Формируется обоняние.
8. К концу первого месяца новорожденный малыш способен к общению со взрослым при помощи крика, плача, смены позы тела и мимических гримас. Потребность ребенка в общении проявляется как отзеркаливание эмоционального контакта взрослого с ним.
9. Возможно, вам это покажется странным, но такие вещи, как способность чихать, кашлять, издавать гортанные звуки, интенсивное сосание, чистый и громкий крик с коротким вдохом и длинным выдохом (с отсутствием слез и выраженной эмоциональной окраски), являются прямыми предпосылками для последующего развития речи у ребенка.
Что может сделать мама, чтобы помочь малышу максимально эффективно адаптироваться к миру вокруг и заложить основу для его здорового развития
1. Тактильный контакт: не бойтесь избаловать младенца, часто беря его на руки. Физический контакт важен для удовлетворения его потребности в близости и безопасности. Включите в ежедневные ритуалы легкий массаж и поглаживания для малыша. Это не только укрепит его здоровье, но и улучшит эмоциональную связь между вами.
2. Выкладывание на живот: регулярно выкладывайте младенца на живот на различные поверхности (пеленальный стол, мягкая кровать и пр.). Это способствует физическому развитию и укреплению мышц шеи и спины.
3. Побуждайте к отзеркаливанию мимики: общайтесь с младенцем, меняйте интонацию голоса, мимику и улыбайтесь в ответ на его улыбки. Это помогает развитию эмоционального взаимодействия и коммуникативных навыков.
4. Общение и чтение: говорите с ребенком, пойте ему песни и читайте книги. Сейчас многие забыли о важности колыбельных, сказок, стишков-потешек для малышей. А ведь они не просто так использовались нашими мамами и бабушками. Звучание вашего голоса успокаивает младенца и способствует развитию речи и слуха.
5. Показывайте младенцу контрастные изображения, располагая их на расстоянии не более 30 см от его глаз, постепенно отдаляя картинку. Рассматривание контрастных изображений способствует формированию зрения. Ребёнок видит все цвета, но на контрастных изображениях легче сфокусировать взгляд, удерживать его и запомнить образы. Также могут быть полезными стационарные мобили для малышей с контрастными элементами.
6. Играйте в игру «где звучит?»: пошумите погремушкой у правого ушка, затем у левого, можно повторить несколько раз. Так вы учите ребёнка прислушиваться к звуку, определять его направление и поворачивать в этом направлении голову.
7. Проверяйте врожденные рефлексы у младенца – хватает ли за палец, проявляет ли «поисковый» рефлекс (если погладить малыша в уголках рта, не касаясь губ, новорожденный повернет голову в сторону раздражителя, в поисках груди, опустит нижнюю губу и язык. Этот рефлекс работает до 3-4 месяцев. Перед кормлением он вызывается лучше всего).
В течение всего одного месяца ребёнок меняется, учится понимать себя и воспринимать информацию из внешнего мира.
Главными задачами этого возраста остаются адаптация к внешней среде, удовлетворение базовых потребностей (сон, еда, забота), а также развитие мышц и крупной моторики через безусловные врожденные рефлексы.
Так же, как ракета после старта продолжает свой путь в бесконечное космическое пространство, развитие ребенка продолжается, несмотря на все препятствия и вызовы, стоящие на его пути. Первые два месяца жизни – это лишь начало удивительного путешествия, полного открытий и радости. Родители и малыши вместе исследуют новые горизонты, учатся понимать друг друга и строить глубокую эмоциональную связь.
Заканчивая этот этап, важно помнить, что каждый момент с малышом – бесценен. Время пролетит незаметно, и сегодняшние маленькие открытия станут завтрашними большими победами. Поэтому цените каждое мгновение, проведенное вместе, и продолжайте поддерживать и направлять своего малыша в его удивительном путешествии по жизни.